arrowГлавная arrow Иконопись arrow Иконописцы arrow Великие и значимые иконописцы. Пимен Максимович Софронов Sunday, 19 November 2017  
а это я
Главная
Новости
Аудиокниги
Народные промыслы
Работы с деревом
Мебель
Плетение
Иконопись
Полезные мелочи
Ссылки
Контакты
Секреты
Эскизы трафаретов
Карта сайта
Иконопись
Общие статьи
Иконописцы

Аудиокниги

Объявление от babay7

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -


---------------------------------

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты


---------------------------------

Яндекс.Погода

Последние новости

Великие и значимые иконописцы. Пимен Максимович Софронов

Рейтинг: / 9
ХудшаяЛучшая 

Великие и значимые иконописцы. Пимен Максимович Софронов


икона

Один из самых значительных художников-иконописцев ХХ в. 
Пимен Максимович Софронов тесно связан с Прибалтикой.
Родился он 9 сентября 1898г. в Причудье, в деревне Тихотка, в семье старообрядцев. 
В юные годы (лет 12 или 15 от роду) он стал учеником иконописца Г.Е.Фролова.
Своему учителю он посвятил статью в сборнике «День русского просвещения» (Таллин). От Фролова молодой иконописец узнал секреты приготовления «вечной» краски на яичном желтке, вместе с учителем участвовал в росписи храма в деревне Раюши (Рая).
В иконостасе храма привлекала внимание созданная Софроновым икона Спасителя.

После революции древние традиции иконописания сохранились в русском зарубежье. Ведущую роль в этом сыграли старообрядцы Прибалтики, особенно Причудья и Латвии.
В 1928 году П.М.Софонов, уже достаточно известный мастер, был приглашен в Ригу, являвшуюся центром старообрядчества в странах Балтии. 
Тесное духовное родство связывало его с руководителем рижского Кружка ревнителей русской старины.
Софронов возглавил иконописную мастерскую, созданную при этом кружке. 
Художник не только реставрировал старинные иконы и занимался иконописанием, 
но и стал обучать искусству византийской и древнерусской церковной живописи 
здешних художников и любителей.
Бывший рижанин художник Е.Е.Климов (Канада) вспоминал:
«В 1929 году мы (с юристом, проф. ЛУ В.И.Синайским - С.Ж.) занимались техникой иконописи под руководством известного иконописца П.М.Софронова, что обоим доставляло большую радость...»

Когда в октябре–ноябре 1929г. Кружок ревнителей русской старины организовал свою выставку, на ней был выставлен ряд работ Софронова, среди которых внимание посетителей особенно привлекли «Деиус» и огромная икона «Нерукотворный образ».

Как отмечает проф. С.Г.Исаков, в начале своей творческой деятельности
он написал и несколько портретов писателей (А.С.Пушкин, И.А.Крылов) и картин («Девушка с ведром, идушая по воду»), но очень скоро бросил светскую живопись, полагая, что иконопись требует более углубленного, 
религиозного состояния духа и настроя.
Творчество иконописца популяризовал печатный орган руководимого И.Н.Заволоко кружка, ставшего вскоре своего рода органом духовной связи старообрядцев Латвии и стран Балтии. Рижский период был весьма плодотворным для художника и его учеников.

Однако в начале 1930-х гг. Софронов получил приглашение в Париж.
В этом центре европейской культуры и довоенного «русского рассеянья»
он руководил школой древнерусской иконописи. 
В Париже с большим успехом прошла выставка его работ и работ учеников его школы.
П.М.Софонов участвовал и в парижском Международном конгрессе изографов, установив связи с бельгийскими монахами, по их приглашению некоторое время он находился в католическом центре при монастыре Аме, где обучал монахов церковной живописи, написал икону «Матерь Божия».

В Бельгии была выпущена открытка с репродукцией этой иконы (по некоторым данным, разошлась в сотнях тысячах экземпляров), в уголке имелась подпись – П.Софронов.
В Бельгии художник также занимался реставрацией старинных икон.
Затем Софронов руководил курсами иконописи в Праге – также крупнейшего культурного центра русского зарубежья 1920–30-х гг. 

Открытые при Кондаковском институте курсы посещали также чехи и немцы (по вере лютеране и католики), в том числе, например, и князь К.Шварценберг.
В 1933г. П.Софронов по рекомендации княгини М.П.Голицыной (двоюродной сестры югославского короля Александра) получает королевское приглашение приехать 
в Белград для росписи дворцовой церкви.

Получает он приглашение и от патриарха сербской православной церкви Варнавы прибыть в Югославию с целью создания синодальной школы иконописи, а также
работы по реставрации старинных икон в церквах и монастырях, росписи храмов.
Три с лишним года провел Софронов в Югославии.
Некоторое время он жил в королевском дворце, побывал во многих сербских, черногорских, македонских монастырях, изучая особенности древней 
южнославянской иконописи.
Им была расписана капелла патриарха Варнавы.
В Югославии художник женился на сербке. Однако почти каждый год П.Софронов навещал родное Причудье, проводил в родном краю недолгий отпуск.

Начиная с 1939 года иконописец трудился в Ватикане, где шла подготовка
к всемирной выставке христианского искусства, для которой необходимо было 
создать образец православного храма в древнем традиционном стиле 
(иконостас должен был быть из 54 образов в пять рядов). 
П.Софронову пришлось написать и ряд икон.
Его работы экспонировались на выставке в Восточном институте Ватикана в 1941г.
Критик Бьянка Паулуччи, восхищаясь эмоциональным началом, свежестью чувств в иконах Софронова, сравнивала его с великим мастером Предренессанса Джотто.

Годы войны художнику пришлось провести в Италии. В 1947 г. по приглашению главы русской православной церкви Америки архиепископа Виталия П.Софронов переехал в США, где незамедлительно получил много заказов.

В США художник обрел друзей и вторую родину. 
П.Софронов расписал Троицкий собор в Бруклине, храмы Трех Святителей в Аксонии и Петра и Павла в Сиракузах, Владимирскую церковь в Нью-Йорке, церковь в Тректоне, усыпальницу архиепископа Иоанна Максимовича и др.
В Америке был организован целый ряд персональных выставок работ П.Софронова. 
Одна из таких выставок состоялась в марте 1966г. В Сан-Франциско, 
другая – в 1967г. в Лос-Анджелесе.
К выставкам были выпущены иллюстрированные каталоги.
Известный мастер преподавал и на специальных курсах иконописи.
В 1961г. был торжественно отмечен 50-летний юбилей творческой деятельности П.Софронова. 
Он удостоился целого ряда международных наград, в том числе греческого ордена Св.Дионисия (награжденные этим орденом возводятся во дворянство).
П.Софронов проживал в Мелвилле (штат Нью-Джерси), где находилась община старообрядцев-поморцев (одна из четырех в США).
И здесь он расписал старообрядческий храм Святителя Николы.

Дом П.Софронова внешне не отличался от стандартных американских домов, но, 
по словам журналиста, «внутри дома нас встречает уже не Америка, а исконная Русь».
Когда очевидец вошел, с порога приятно дохнуло запахом яблок, меда (Пимен Максимович увлекался и пчеловодством, имел ульи) и сушенных грибов. 
В его доме была и богатая коллекция самоваров, собрание крестов (нательных и наперсных) и, главное, собрание старинных икон.
Имелись у Софронова и некоторые образцы светского искусства:
скульптуры Е.Н.Лансере, картины и рисунки Н.Рериха, Л.Пастернака и др.
В его уникальной библиотеке были собраны старинные рукописные и старопечатные книги, в том числе экземпляр Острожской Библии И.Федорова.

Летом 1968г. П.Софронов после более чем 20-летнего перерыва посетил Россию и Прибалтику – побывал в Москве, Ленинграде, Риге, Таллине.
Навестил и Тарту, и родную Тихотку, на старом кладбище поклонился могилам родителей
и своего учителя Г.Е.Фролова, повидал дом, где родился, и деревню Раюши.

Родственникам он говорил, что решил вернуться на родину.
В последние годы жизни зрение художника ослабело, стало трудно писать мелкие детали. Он ходил в храм на все службы, пел на клиросе. 
Однажды в субботу он не был на вечерне, не пришел.
Дверь его дома была заперта. Когда приставили лестницу к окну второго этажа, где находилась спальня, увидели, что Пимен Максимович лежит в постели бездыханный.
Произошло это 16 мая 1973 года. 
Покойному было 75 лет.
Похоронен художник на кладбище в Мелвилле, недалеко от храма.
На его могиле памятник из черного гранита, в дни его смерти
расцветают посаженные племянницей ландыши.
Друг и душеприказчик иконописца Ф.Данилов создал музей и библиотеку П.М.Софронова, хотя его дом не сохранился (в музее хранятся книги и иконы Софронова).

Актуально звучит призыв известного живущего в Тарту краеведа, историка 
русской культуры в Эстонии, проф. С.Г.Исакова:
«В русских деревнях Причудья сохранились иконы работы П.Софронова.
 Хотелось бы обратиться к владельцам икон: работы Пимена Максимовича Софронова – это произведения искусства, имеющие немаловажную художественную ценность, берегите их!»

Иконы П.М.Софронова и его учителя Г.Е.Фролова имеются и в Латвии. 
Немногие знают о жизни и судьбах их авторов, их вкладе в развитие русского искусства 
в зарубежье, более того – в сохранение и приумножение духовных и художественных ценностей христианского искусства. 
Хотя труд подвижников может служить ярким примером для их молодых соотечественников, художников Латвии, Прибалтики.



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

След. »
Joomla SEF URLs by Artio
Кто на сайте?
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Полезное





Актуально
Рекомендовано

Хотите узнать, как получить 22 000 посетителей на ваш сайт. Бесплатно!
Вверх

Яндекс цитирования   Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Республика Татарстан - Каталог сайтов

Copyright © 2007 Larionov & Com.. Е-мэйл: sergei5581@yandex.ru

При использовании материалов опубликованных на сайте обязательна ссылка на сайт: ЛикБез от Бабая