arrowГлавная arrow Иконопись arrow Иконопись arrow Особенности русской иконописи. Sunday, 19 November 2017  
а это я
Главная
Новости
Аудиокниги
Народные промыслы
Работы с деревом
Мебель
Плетение
Иконопись
Полезные мелочи
Ссылки
Контакты
Секреты
Эскизы трафаретов
Карта сайта
Иконопись
Общие статьи
Иконописцы

Аудиокниги

Объявление от babay7

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -


---------------------------------

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты


---------------------------------

Яндекс.Погода

Последние новости

Особенности русской иконописи.

Рейтинг: / 10
ХудшаяЛучшая 

Особенности русской иконописи.

Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм,
 в котором вся тварь объединится так, как объединины во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная тема, которой в древней русской 
живописи все подчиняется.

икона
Нет сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в  
древне-русской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства.
Ее господствующая тенденция - аскетизм, а рядом с этим несравненная радость, 
которую она возвещает миру.
Но как совместить этот аскетизм с этой несравненной радостью?
Вероятно, мы имеем здесь тесно между собой связанные стороны одной и той же религиозной идеи: ведь нет Пасхи без Страстной седьмицы и к радости всеобщего Воскресения нельзя пройти мимо животворящего креста Господня.
Поэтому в нашей иконописи мотивы радостные и скорбные, аскетические 
совершенно одинаково необходимы.
Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики могут показаться
 безжизненными, окончательно иссохшими.

На самом деле, именно благодаря воспрещению “червонных уст” и ”одутловатых щек”
 в них с несравненной силой просвечивает выражение духовной жизни, и это не смотря 
на необычайную строгость традиционных, условных форм,  
ограничивающих свободу иконописца. 
Казалось бы, в этой живописи не какие-либо несущественные штрихи, а именно существенные черты предусмотрены и освящены канонами: и положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук.
 И сложение его благоволящих пальцев; движение стеснено до крайности, исключено 
все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими на “таковых же, 
каковы мы сами”.
Даже там, где оно совсем отсутствует, во власти иконописца все-таки остается взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица.
А рядом с этим в древней русской иконописи мы встречаемся с неподражаемой передачей таких душевных настроений,
как пламенная надежда или успокоение в Боге.

Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. 
Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу. 
Отсюда изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и в непосредственной  
связи ее с церковным знанием.
------------------------------------------------------------------
 По словам известного протопопа Аввакума: “По попущению Божию умножилось в русской земле иконного письма неподобного. Изографы пишут, а власти соблаговоляют им, и все грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившиеся. Пишут спасов образ Эммануила - лицо одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые; тако же и у ног бедра толстые, и весь яко Немчин учинен, лишь сабли при бедре не написано. А все то Никон враг умыслил, будто живых писати... Старые добрые изографы писали не так подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста, труда и всякия скорби. 
А вы ныне подобие их изменили, пишете таковых же, каковы сами”.

Мы видим перед собой, в соответствии с архитектурными линиями храма, человеческие фигуры, иногда чересчур прямолинейные, иногда, напротив,- неестественно изогнутые соответственно линиям свода; подчиняясь стремлению вверх высокого и узкого иконостаса, эти образы чрезмерно удлиняются: голова получается непропорционально маленькой по сравнению с туловищем.
Фигура становится неестественно узкой в плечах, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика.
Помимо подчинения иконы архитектуре храма, в ней можно проследить симметричность живописных изображений.
Не только в храмах, в отдельных иконах, где группируются многие святые,есть некоторый композиционный центр, который совпадает с центром идейным. И вокруг этого центра обязательно в одинаковом количестве и часто в одинаковых позах стоят с обеих сторон святые.
В роли композиционного центра, вокруг которого собирается этот многоликий собор являются Спаситель или Богоматерь, или София- Премудрость Божия.
Иногда соответствуя идее симметрии центральный образ раздваивается.
Так на древних изображениях Евхаристии (Благой жертвы) Христос изображается вдвойне, с одной стороны дающим апостолам хлеб, а с другой стороны святую чашу.  
И к нему с обеих сторон движутся симметричными рядами однообразно изогнутые и
наклоненные к нему апостолы.
Архитектурность иконы выражает одну из центральных и существенных ее мыслей. 
В ней мы имеем живопись, по существу, соборную: в том господстве архитектурных линий над человеческим обликом, которая в ней замечается, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным.
Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общей архитектуре целого.





 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

« Пред.
Joomla SEF URLs by Artio
Кто на сайте?
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Полезное





Актуально
Рекомендовано

Хотите узнать, как получить 22 000 посетителей на ваш сайт. Бесплатно!
Вверх

Яндекс цитирования   Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Республика Татарстан - Каталог сайтов

Copyright © 2007 Larionov & Com.. Е-мэйл: sergei5581@yandex.ru

При использовании материалов опубликованных на сайте обязательна ссылка на сайт: ЛикБез от Бабая