arrowГлавная arrow Иконопись arrow Иконопись arrow Две эпохи русской иконописи. Tuesday, 20 February 2018  
а это я
Главная
Новости
Аудиокниги
Народные промыслы
Работы с деревом
Мебель
Плетение
Иконопись
Полезные мелочи
Ссылки
Контакты
Секреты
Эскизы трафаретов
Карта сайта
Иконопись
Общие статьи
Иконописцы

Аудиокниги

Объявление от babay7

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -


---------------------------------

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты


---------------------------------

Яндекс.Погода

Последние новости

Две эпохи русской иконописи.

Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 

Две эпохи русской иконописи.

Можно задать себе вопрос: “Всегда ли так величественна и самостоятельна была 
русская икона?”

 

икона
 
Взглянув в ее историю, мы понимаем, что до XV века она полностью подчинена греческой.
Два расцвета русского иконописного искусства зарождаются в век величайших русских святых - Сергия Радонежского, Стефана Пермского и митрополита Алексия.
По словам В.О. Ключевского “эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем XIV веке, делая его зарею политического и нравственного возрождения  
русской земли”
При свете этого созвездия начался с XIV на XV век расцвет русской иконописи. 
Вся она от начала и до конца носит на себе печать великого духовного подвига 
Святого Сергия и его современников.
Прежде всего в иконе ясно отражается общий духовный перелом, переживаемый
 в те дни Россией.
Эпоха до Святого Сергия и до Куликовской битвы характеризуется
общим упадком духа и робостью.
По словам В.О. Ключевского, в те времена “ Во всех русских нервах еще
до боли живо было впечатление ужаса” татарского нашествия.

“Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость. 
Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, 
взрослые растерянно бросались бежать сами не зная куда”.

Если посмотреть на икону начала и середины XIV века, то можно ясно почувствовать 
в ней, рядом с проблесками национального гения, эту робость народа, который еще боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества.

Глядя на эти иконы, может подчас показаться, что иконописец не смеет быть русским. Лики в них продолговатые, греческие, борода короткая, немного заостренная, не русская.
Это зрительное впечатление подтверждается объективными данными. 
Родиной русского религиозного искусства XIV-XV веков, местом его высших 
достижений является “русская Флоренция”- Великий Новгород.

Но в XIV веке этот великий подъем религиозной живописи представлен
не русскими, а иностранными именами - Исаии Гречина и Феофана Грека. 
Последний был величайшим новгородским мастером и учителем иконописи XIV века. 
В 1343 году греческие мастера “подписали” соборную церковь
Успения Богородицы в Москве.
Феофан Грек расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405г. - Благовещенский собор со своим учеником Андреем Рублевым. 
Известия о русских мастерах иконописцах - “выучениках греков” в XIV веке 
довольно многочисленны.

Мы имеем и другие, еще более прямые указания на зависимость русских иконописцев конца XIV века от греческих влияний.
Известный иеромонах Епифаний, жизнеописатель Преподобного Сергия, получивший образование в Греции, просил Феофана Грека изобразить в красках храм 
Св. Софии в Константинополе.
Просьба была исполнена и, по словам Епифания, этот рисунок послужил на пользу многим русским иконописцам, которые списывали его друг у друга. 
Этим вполне объясняется нерусский или не вполне русский архитектурный стиль церквей на иконах XIV века, особенно на иконах Покрова Пресвятой Богородицы, 
где изображается храм Святой Софии.

Теперь, всмотревшись в иконы XV-XVI веков, можно сразу заметить полный переворот. В этих иконах решительно все обрусело - и лики, и архитектура церквей, и даже мелкие бытовые подробности.
Это и не удивительно. Русский иконописец переживал тот великий национальный подъем, который в те дни переживало все русское общество, его окрыляла та вера в Россию, которая звучит в составленном Похомием жизнеописании Святого Сергия Радонежского.
По его словам русская земля, веками жившая без просвещения, какое не было явлено в других странах, раньше принявших христианскую веру.
В иконе эта перемена настроения сказывается прежде всего в появлении широкого русского лица, нередко с окладистой бородой, которая идет на смену лику греческому. 

Не удивительно, что русские черты проявляются в типичных изображениях 
русских святых.
Например, в иконе Св. Кирилла Белозерского, принадлежащей епархиальному музею 
в Новгороде.
Русский облик нередко принимают пророки, апостолы и даже греческие святители - Василий Великий и Иоанн Златоуст
Народный дух приобретает не свойственную ему доселе упругость, небывалую способность сопротивления иноземным влияниям.
Известно что в XV веке Россия входит в более тесное соприкосновение с Западом. Делаются попытки обратить ее в католичество.
По Москве работали итальянские художники. И что же?
Поддалась ли Россия этим иноземным влияниям?
Утратила ли она самобытность? Как раз наоборот.
Именно в XV веке рушится попытка “унии”.
Именно в XV веке наша иконопись, достигая своего высшего расцвета, впервые освобождается от ученической зависимости, становится вполне самобытной и русской.


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Joomla SEF URLs by Artio
Кто на сайте?
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Полезное





Актуально
Рекомендовано

Хотите узнать, как получить 22 000 посетителей на ваш сайт. Бесплатно!
Вверх

Яндекс цитирования   Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Республика Татарстан - Каталог сайтов

Copyright © 2007 Larionov & Com.. Е-мэйл: sergei5581@yandex.ru

При использовании материалов опубликованных на сайте обязательна ссылка на сайт: ЛикБез от Бабая