arrowГлавная arrow Иконопись arrow Иконопись arrow Психология иконописи Tuesday, 20 February 2018  
а это я
Главная
Новости
Аудиокниги
Народные промыслы
Работы с деревом
Мебель
Плетение
Иконопись
Полезные мелочи
Ссылки
Контакты
Секреты
Эскизы трафаретов
Карта сайта
Иконопись
Общие статьи
Иконописцы

Аудиокниги

Объявление от babay7

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -


---------------------------------

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты


---------------------------------

Яндекс.Погода

Последние новости

Психология иконописи

Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 

Психология иконописи.

От красочной мистики древнерусской иконописи теперь перейдем к ее психологии - 
к тому внутреннему миру человеческих чувств и настроений, который связывается с восприятием этого солнечного откровения. 


икона

Не один только потусторонний мир Божественной славы нашел себе
Место в древнерусской иконописи.
В ней мы находим живое действенное соприкосновение двух миров, 
двух планов существования.
С одной стороны - потусторонний вечный покой, с другой стороны страждущее, греховное, хаотическое, но стремящееся к успокоению
в Боге существование - мир ищущий, но еще не нашедший Бога.

Мы имеем здесь необычайно многообразную и сложную гамму душевных переживаний,
где солнечная лирика переплетается с мотивом величайшей
в мире скорби - с драмою встречи двух миров.
Эта радость сбывается в зачатии пресвятой Богородицы.
Замечательно, что наше иконописное искусство всегда глубоко символично, когда приходится изображать потустороннее и проникается реализмом в изображении реального мира.
В старинных иконах “Рождества Пресвятой Богородицы” можно видеть, как Иоаким 
и Анна ласкают новорожденного младенца, и белые голуби слетаются смотреть 
на семейную радость.
В некоторых иконах за ними изображается двуспальное ложе, а возвышающийся над ложем храм освящает супружескую радость своим благословением.

Как бы ни было прекрасно и светло это явление земной любви, все-таки
оно не доводит до предельной высоты солнечного откровения.
За подъемом неизбежно следует спуск. 
 Чтобы освободить земной мир от плена и поднять его до неба приходится порвать 
 эту цепь подъемов и спусков. 
От земной любви требуется величайшая из жертв: она должна
сама принести себя в жертву.

Подъем земной любви навстречу запредельному откровению здесь неизбежно готовит трагическое столкновение ее с иной, высшей любовью: ибо эта высшая любовь так же исключительна, как и земная любовь: она тоже хочет владеть человеком
всецело без остатка.
Иконописец усматривает зарождение этой драмы в самом начале Евангельского благовествования, тотчас вслед за появлением первого весеннего луча Благовещения.

Драма происходит в душе Иосифа - мужа Марии.
Эта иконопись, воcпевшая счастье Иоакима и Анны, тонко воспроизвела,
что в душе праведного Иосифа живет все то же человеческое понимание любви и счастья, усугубленное ветхозаветным миропониманием, считавшим бесплодие за бесчестие.
Тайна зарождения “от Духа Свята и Марии Девы” в рамки этого
понимания не умещается, а для ветхозаветного миропонимания - это катастрофа, невообразимый переворот, космический и нравственный в одно и то же время.

Как же вынести простой, бесхитростной человеческой душе Иосифа тяжесть столь безмерного испытания?
В стране, где за бесплодие выгоняют из храма, голос с неба призывает его быть блюстителем девства, обрученной ему Марии.
Русский иконописец, у которого оба эти мотива присутствуют на одной и той же иконе прекрасно передает какая буря чувств человеческих рождается в этом столкновении Нового Завета с Ветхим.
И может быть, самая трогательная, самая привлекательная черта тех иконописных изображений. где выразилось это понимание мира, заключается в любовном, глубоко христианском отношении к тому несчастному, который бессилен подняться
духом над плоскостью здешнего.

На иконах, изображающих рождение Христа, Богоматерь смотрит не на младенца в яслях. Ее взгляд, полный глубокого сострадания, устремлен сверху вниз на Иосифа.
В той жертве, которая требуется от Иосифа, есть предвкушение совершенной жертвы: в ней уже чувствуется зарождающееся в человеке горение ко кресту и пригвождение 
к нему всех своих помыслов.
Иконописец изображает, как выстрадана та радость о спасении, которая совпадает с радостью человека о близости его земного конца.
Он передает ту глубину скорби, которая заставляет принимать этот конец как избавление. Эта скорбь - то самое горение ко кресту, которое зажигает сердца и тем самым готовит 
их к смирению.

Таково откровение двух миров в древнерусской иконописи.
Соприкасаясь с ним, мы испытываем то смешанное чувство, в котором великая радость сочетается с глубокой душевной болью.
Понять, что мы имели в древней иконописи,- значит почувствовать,
что мы в ней утратили.




 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

След. »
Joomla SEF URLs by Artio
Кто на сайте?
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Полезное





Актуально
Рекомендовано

Хотите узнать, как получить 22 000 посетителей на ваш сайт. Бесплатно!
Вверх

Яндекс цитирования   Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Республика Татарстан - Каталог сайтов

Copyright © 2007 Larionov & Com.. Е-мэйл: sergei5581@yandex.ru

При использовании материалов опубликованных на сайте обязательна ссылка на сайт: ЛикБез от Бабая